Поборы в школе, сбор денег на общешкольные и классные нужды, добровольные пожертвования для развития школы – чем не тема для дискуссии? Несогласие с мнением оппонента – это и есть дискуссия, но тогда, кто кому вынужден оппонировать? Разводить в диалоге по разные стороны родителей и школу – это верх легкомыслия и признак пугающей бестактности. Надо учесть и очевидное – учитель, он же классный руководитель, только озвучивает сумму, которую надо собрать, но в самом процессе сбора наличности педагог, как известно, не участвует, на то и есть родительский комитет, который потом эту сумму и вручает учителю. И кто тогда у нас в оппонентах? Неужели родители и родительский комитет? Что –то здесь явно не срастается.
В любом случае, школа без родительских средств не обойдется, и хорошо, что за последнее время убрали сборы, связанные с оплатой услуг за охрану. Но осталось другие вопросы – школа внутри и снаружи, специфика учебно-воспитательного процесса, и имидж школы. Где-то крышу нужно подлатать, по коридору по текущим радиаторам отопления пройтись, рекреацию в порядок привести, новую доску купить, приобрести вместо дурно пахнущей половой краски что-то более приличное на экологически безопасной основе.
Проще простого натянуть тогу специалиста по бюджетному планированию, хлопнуть кулаком по столу и крикнуть: Доколе, будем деньги собирать в школе, коли есть бюджет? Но в том то и дело, что бюджет, даже самый продвинутый всех деталей не предусматривает.
В чем бюджет отдельно взятой школы, хотя боюсь, что понятие «школьный бюджет» будет высмеян финансистами, отличается от семейного бюджета? По большому счету — ничем, и в первом приближении оба бюджета донельзя скромные с фиксированными доходами. Семейный доход за один месяц подсчитать легко, также легко подсчитать и расходы. Вот смотришь, как на кухне кран часто и не по делу подтекает, и думаешь – ладно, может до конца месяца, то бишь ближе к получке, все же протянет, может повременить с покупкой нового или же с ремонтом. И вот на тебе – вышел кран из строя, нужно новый покупать, нельзя откладывать. А на что, если все семейные расходы расписаны? Выход один – или ужиматься в расходах или занимать у кого-то. Также и в школе, где казалось бы, все мероприятия расписаны, но даже при тщательном планировании, все равно какой-нибудь конкурс или же смотр все же наружу вылезет и «напряжет» так, что мало не покажется. А вдруг комиссия авторитетная из министерства или управления образования подоспеет на какой-то открытый урок, где нужно выложиться, и лицом в грязь не ударить, а то будет почти, как по — английски, это когда «фейсом об тейбл».
Школа занять ни у кого не может, а ужаться в расходах для нее и вовсе неразрешимая проблема. Если школьная футбольная команда пробилась в финал «Золотой осени», и ребятишкам понадобились красивые гетры и новые приличные щитки, трудно дело спускать на тормозах – такой шанс выпадает не часто, и да и «честь школы» — это не пустой звук. Жалко мальчишек – ведь побьют ноги в стыках, и вряд ли кто из родителей денег пожалеет, несмотря на зажатость семейного бюджета.
В школьных расходах или в сборах на школьные и классные нужды трудно определить цену вопроса. Допустим, в республиканском масштабе, если в течении 9 месяцев 50 тысяч учеников со всех школ сдают по три тысячи рублей, то получится 150 миллионов рублей, и что можно на них построить? Новую школу — маловероятно, потому как реализация типового проекта от 300 до 350 учеников даже с минимальными расходами на документацию и привязку к местности, это минимум, 300 млн. рублей. Построить полшколы — это конечно, не дело. Другое дело, если бы школьные нужды отнимали из семейного бюджета 10-15 тысяч рублей за учебный год – тогда можно было и пару комплектных школ денег набрать. Но таких непомерных расходов в нашей республике в государственных школах, к счастью, никто не несет. Хотя, кто так безоглядно рискнет, да и одним махом переведет родительские деньги, собранные по всей республике, в возведение двух новых школ? Это незаконно — в первую очередь, нереально и невозможно по той простой причине, что времена строек на народные деньги в лету канули. Есть математика, но не всегда она готова хорошо «сплясать» в вопросе сборов на школьные дела.
Можно ли предсказать резкий рост сборов на школьные нужды? Можно, но только в том случае, если, к примеру, будут «раскачивать» тему, связанную с тем, чтобы возле спортивного зала в обязательном порядке обустроить душевые комнаты для учащихся. С точки зрения гигиены и соблюдения санитарных норм инициатива безукоризненна и для здоровья учеников полезна, но техническое воплощение выглядит дорогим – стоит в старой школе, а значительная их часть построена еще в советские времени, тронуть одну трубу, дальше все коммуникации начнут сыпаться как «карточный домик», и никаких родительских денег на душевые не хватит. Что касается энергосбережения, то наши школы здесь в авангарде – на родительские взносы приобретались энергосберегающие лампы, и вместо деревянных продувных окон ставились пластиковые. Впрочем, хватит пока энергосбережением заниматься — нельзя же теперь за родительский счет автоматику ставить, чтобы техника регулировала экономичный характер подачи теплоносителя в классы, спортивный и актовый залы.
И в заключении, данные опроса нескольких родителей по поводу сборов на школьные нужды. Все в один голос говорили, что поборы – это признак болезни школьного хозяйства, но не оставлять же администрацию один на один с финансовыми проблемами, когда надо что-то делать, но не на что. Все же запомнился краткий диалог с молодым отцом, который привел сына в первый класс.
— Знаю о том, что придется собирать деньги на всякие школьные дела, — заявил респондент.
— Судя по всему, это будет до самого выпуска и все с этим смирились. Не так ли?
— Как и все, буду отдавать деньги и на окна, двери, парты и другие вещи, но только при одном жестком условии, — обозначил свою позицию отец первоклассника.
— И что это за жесткое условие?
— Как только увижу в интернете или же в газете сообщение о том, что мэрия хочет для своих нужд приобрести автомобиль представительского класса любой стоимостью — хоть миллион, хоть два миллиона рублей, не дам школе ни копейки, и остальных родителей сагитирую ничего не давать.
— Это что ультиматум?
— Нет, это жизнь. У двух рук не должно быть хватательных движений. Так и запиши, — заключил он.
Записал и завершил тему.
Тимофей Хъурхъурагов