Олимпийская физика

Толком не могу понять для чего на «Фейсбуке» разместили несколько постов о том, что чемпионы Олимпийских игр, в том числе и наш Сослан Рамонов, стали обладателями автомобилей BMW Х6, а одаренные ребята, которые одержали победу на международной олимпиаде по физике, остались без наград. В нескольких предложениях присутствовал ярко выраженный подтекст: дескать, посмотрите, какие сейчас у нас приоритеты.

Есть в Фейсбуке одна нехорошая тенденция – когда нечем крыть и трудно приводить обоснованные аргументы, в ход идут остроты: а почему бы за второе место в Рио-2016 не дать BMW Х5, а за третье BMW Х4?  Но смеяться не хочется – лучше говорить серьезно.

Спорт высоких достижений – это самая настоящая пахота, будь то на ринге, татами, борцовском ковре или на паркете. Век спортсмена — короткий, и время здесь играет двоякую роль – сначала положительную, когда спортсмен набирается опыта и доходит до идеальных кондиций, и отрицательную, когда молодежь дышит в спину, а сил, как назло, бывает все меньше и меньше. Это и понятно, вот она физика и естественный, необратимый процесс старения.

А вообще зачем победителю международной олимпиады по физике внедорожник и кого этим он сможет и хочет удивить? Для талантливого парня решение архисложной задачи по физике, это все равно, что два файла с компьютера стереть — скорее всего, у него совершенно иные оценки личной состоятельности. А вот если с помощью государственной субсидии он сможет лабораторию создать, или испытательный стенд смонтировать, а может еще и  за полигон возьмется – вот тогда и будет настоящее дело. Государство дало ему шанс раскрыться и по логике вещей, должно дать шанс закрепить свой успех, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. И в отличие от спортсмена время для олимпиадника-физика имеет только одно свойство: или ты открыл в науке то, о чем никто в мире и не догадывался, вписал свое имя в историю или же остался просто победителем отдельного взятого соревнования умов.

А победа на международной олимпиаде по физике, по большому счету,  цены не имеет.  Ведь, если честно и объективно, каким-то неведомым образом, через колено ломалась достаточно неплохая система советского образования. И если воспользоваться спортивной терминологией, то чем-то реформаторы от образования напоминали борца-недоучку, который из обилия приемов выучил только проход в ноги, да и то с переменным успехом. А дальнейшая тактика оказалась насквозь примитивной – главное пройти как-нибудь, сбить  как-нибудь с ног– может в партер переведешь, балл, а то и два заработаешь, а дальше видно будет, куда кривая вывезет. Главное — войти в схватку с прежней системой образования. Конечно, нельзя сказать, что ее положили «на лопатки», иначе бы не было физиков-победителей, но все же пора на самом верху дать свисток, и разбираться в том, а насколько нужна была такая затяжная схватка на протяжении 20 лет?

А идей и аббревиатур за последние годы хватало — тут тебе и КПМО (комплексный проект модернизации образования), ЕГЭ вместе с КИМами, которые уже в расшифровках не нуждаются, и НПФ (нормативно-подушевое финансирование). Кстати, от термина «подушевое» так и отдает духом крепостничества и очень хочется еще раз Гоголя перечитать.

Печально, что с этими реформами мало кто удосужился заглянуть в душу учителя и в душу ученика, а все потому, что навалился на школу самый настоящий девятый вал из всякого рода бумажек. И стали, к примеру, все считать: ну-ка, есть ли в классе 25 учеников, и как от этого будем оплачивать труд классного руководителя? Если есть, то будем ему платить 1000 рублей, то есть по 40 рублей за одного ученика, и за минусом подоходного налога (13 %) выплатим учителю 870 рублей. А если некомплект, то это — нехорошо, надо что-то придумать. Придумать-то можно все, что угодно, и можно все, что угодно в схему финансирования вписать. В этом плане рационализаторов и оптимизаторов – хоть отбавляй.

Но плохо одно – школа, если можно так выразиться, приостановила процесс своего плодоношения. Еще точнее, где наши школьные самородки, чьи таланты должны просыпаться в школе, здесь же развиваться и расти до самого выпуска? Значит, не тот дух витает в школьных коридорах, классах и рекреациях. Не та аура присутствует, и чего греха таить, не так стимулируем учителей. Раньше, если не ошибаюсь, в 2007-2008 годах лучшим учителям по всей стране по 100 тысяч рублей в год давали, и вручали конверт накануне профессионального праздника, а потом вдруг почему-то перестали этого делать.

Первый кризис, видимо сказался, потом, как уже по привычке, его негативные последствия вместе преодолевали, а затем и нынешний подоспел – денег нет. Но тогда отчего несколько наших дорогостоящих ракет упали и в космический мусор обратились миллиарды рублей? Одна из причин, как об этом писали в СМИ, это человеческий фактор, когда во время сборки узла разгонного блока перепутали «плюс» с «минусом».

Человек создает любую технику по своему подобию. Организм человеческий настолько тонко и профессионально настроен матушкой-природой, что отклонение в пару микрон или на один нанометр, может привести к тяжелой, подчас, неизлечимой болезни. И то же самое с техникой, где путаница всего лишь с парой проводочков приводит к трагическому разрушению или самоуничтожению.   Какой здесь может быть выход? Только один – так называемая «защита от дурака», и потому результаты наших юных физиков-олимпиадников, это как бальзам, пролитый на израненную душу – жалко денег государственных. Хоть и обделили физиков машинами, но с такой защитой они точно справятся.

Другое дело, и оно будет достаточно сложным и кропотливым для наших физиков и не только, это создание защитной системы, способной минимизировать реформаторский зуд, хоть в образовании, хоть в спорте и в других сферах.

Кстати, еще свежи в памяти события, когда некоторые реформаторы от спорта предлагали вообще изъять из олимпийских игр вольную и греко-римскую борьбу и заменить их на такие виды спорта, названия которых лучше не упоминать в приличном обществе. Трудно сказать, как к тебе отнесутся в Осетии, если позиционируешь себя  ярым поклонником сквоша или же вейкбординга –  при таких заявлениях, в самом щадящем варианте, наверное, «кинут через бедро», и не обязательно это произойдет на ковре.

А тогда в качестве главного аргумента приводилась зрелищность: мол, из шести весовых категорий вольной борьбы только в трех, где веса поменьше, есть на что смотреть — там и броски, приемы, и баллы сыпятся, как из рога изобилия.  Понятно, кто ж спорит? Схватки «мухачей» проходят намного интенсивней и динамичней, чем у «тяжей», но мужества, азарта и воли к победе в той же вольной борьбе в каждом весе намного больше, чем у вышеупомянутых экзотических видов спорта.

И хорошо, что не нашла одобрения та глупая идея, зато вывод очевиден:  горе-реформаторы в любой сфере, оказываются не в состоянии отличить  весомый  аргумент от дешевой «отмазки».

Тимофей Хъурхъурагов

Опрос

Вы вернулись к доковидной жизни?
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
Комментарии для сайта Cackle 0.010152101516724
0.0048198699951172
0.0040309429168701
0.0055110454559326