О скитаньях вечных и о селе…

Каждая поездка в село, если не врезается в память, то какие-то впечатления оставляет. И это независимо от того, на какое мероприятие поехал — печальное или радостное (желательно второй вариант!), или в гости, а бывает, что и просто по делу.

Городская среда с ее неизменной претензией на комфорт, стала уже привычной, но хочется ощущать большего в своей родной республике. А это значит что при трактовке нынешнего житья-бытья нельзя ограничиваться «Ногирским поворотом», «Архонским перекрестком», «Гизельским» и «Черменским» кругами.

Занимательно ездить, смотреть, общаться и понимать тех, кто связал свою жизнь с селом, и не собирается ничего менять, какой бы трудной ни была эта сельская жизнь.

Изменилось ли село за последние годы или нет? Всё на поверхности — за новым домом или фундаментом зарождающего жилья сразу же возникает образ крепко стоящего на земле мужчины с цепким и уверенным взглядом в будущее. Когда видишь дом с рухнувшей черепичной кровлей с надписью на ржавых воротах «продается» и с номером телефона, никакого образа не возникает. Будущего здесь точно нет, оно за пределами сельской околицы.

Какой смысл разводить антимонии по поводу того, много или мало заасфальтировано улиц в отдельном взятом селе, сетовать на то, что местные девушки не хотят отставать от городских модниц, и тоже хотят ходить на высоких каблуках  и не пачкаться в грязи, чтобы уехать с ближайшей автобусной остановки? Когда-нибудь и это будет – асфальт и ухоженные улицы.

Но речь в данном случае о тех самых идейных и духовных скрепах, о той атмосфере, которой окутано село. Что сейчас скрепляет людей на селе? Может фермерство? Вряд ли! Если бы фермеры могли за четверть века накормить всю Россию, а наши местные фермеры прокормили бы села и города республики, то не пришлось бы заниматься импортозамещением.

Сейчас в наших селах нет той самой атмосферы хозяйственности, которая еще треть века назад была синонимом стабильности, когда житель любого села в республике, особенно на равнинной части, чувствовал свою сопричастность, будь то к колхозу, совхозу или опытно-производственному хозяйству.

Но в хозяйствах ведь воровали, говорят оппоненты старого строя. Да, воровали, несомненно. Но ни один колхозный (совхозный) шофер не построил своего благополучия исключительно на воровстве, как и не построил кричащего двух-трехэтажного особняка, в селе или в рекреационной зоне. Шофер же не может быть латифундистом — не может быть по определению.

Бывало, что выскакивал сельский шофер под комбайн и ссыпалось в кузов ГАЗ-51 или ГАЗ-53 зерно. Потом уже в сумерках грузовик загонялся задним ходом во двор и в потемках вся семья аккуратно и без потерь перекидывала зерно на заботливо расстеленный на земле брезент. Точно так же было и с силосом, без которого скот держать было нельзя. Но ни одна машина не заезжала во двор, груженной до краев или плотно сидевшей на рессорах – было тогда мощное общественное мнение. Если подворовывали, то, конечно, для себя, и в обязательном порядке часть зерна или силоса отдавалась соседке-старушке, рано овдовевшей или живущей без сыновей.

И поднимался этот колхозный шофер летом ни свет-ни заря – в четыре-пять часов утра. Наскоро перекусывал кусочком хлеба с чаем, наматывал портянки, натягивал кирзовые сапоги и, закуривая на ходу крепкую «Приму», спешил к машине, которую завгар  любезно разрешил оставлять на ночь, чтобы не тратить время на ходьбу до гаража.

Для того чтобы нормально жить умудрялся он в напряженную жатву вместе с семьей копать картофель на личном земельном участке. Отвозил собранный урожай на рынок в Гудермес и торговал до наступления темноты без всяких перекупщиков. Он не проводил громких акций о распродаже, а делал все просто — под «занавес базара» 50-ти килограммовый мешок картофеля уходил за три — четыре рубля.

Ведь торопился сельский труженик домой, чтобы утром  выехать или прийти на поле, а поле-то было общее.  Хотел хоть немного человек отдохнуть, и никогда на обратном пути не вступал в пререкания с «гаишником», который знал, что шофер возвращался с базара. В кармане всегда был «дежурный трояк», и отдавалась  «трешка» блюстителю дорожной безопасности без лишних слов и даже с легкой улыбкой на лице.  Все по-мужски, просто и сурово. Кто сейчас отдает деньги с легкой улыбкой?

А сколько лет жил колхозный шофер, пребывая в напряженном, подчас нечеловеческом режиме? До обидного мало – после выхода на пенсию, в лучшем случае, еще лет десять. К великому сожалению, 70-ти летний барьер – это  большая редкость, а некоторые не доживали и до пенсии.

Кстати, а как себя сейчас чувствует сельский пенсионер, вне зависимости от того, где он раньше работал — в колхозе, совхозе или в городе на заводе? Плохо себя чувствует! Его гнобят газовики, причем жестко, беспощадно и бесцеременно.

Чуть зазевался с поверкой газового счетчика, что-то упустил, в силу возраста или непонимания казенной терминологии, сразу же идет начисление по нормативу. Моментально и виртуозно – ни один сельский пастух, лихо владеющий кнутом, с расчетчиками по газу сравниться не может.

Норматив по газу у нас в республике при расчете отопления жилья такой же, как и в Оренбургской области – это 8,4 кубометров на один  квадратный метр помещения в месяц.

Как-то раз услышал одно объяснение такому феномену – дескать, в Осетии часто делают пироги, много тратят газа, а отсюда и такая цифра. Каждый день в домах по три пирога? Это какой же должна быть рождаемость, эффективность оказания медицинской помощи и средняя продолжительность жизни, чтобы оправдать такое объяснение? Идеальной! Но таковой нет, ни по одной из этих позиций.

Согласно действующему нормативу, для того, чтобы в течение месяца обогреть скромный сельский дом площадью 60 квадратных метров нужно более 500 кубометров газа –  если брать чисто по объему и перевести, к примеру, с учетом специфики села на … бардовозы (емкость цистерны более четырех кубов), то получится вереница из сотни машин. К слову, сейчас по всей республике столько бардовозов и не сыскать.

Раньше, конечно, их было поболее  — помню, еще пацанами мы с любопытством разглядывали приличную очередь из 30-40 бардовозов, которые скапливались на подступах к спиртзаводу, и вся набережная Терека окутывалась интересным запахом – его до сих пор легко можно отличаю от других, что от свалки, что от «Электроцинка».

Впрочем, не стоит отклоняться от темы. Так вот, расчет по нормативам превращает сельских пенсионеров в злостных должников и суммы здесь варьируются от 20 тысяч рублей и до пугающей сотни тысяч.  60 квадратов – это по сельским меркам, небольшой дом, но за год за отопление набегает около 33 тысяч рублей (500 х 12х 5, 47 рубля, а последний множитель — это стоимость кубометра газа).  И не важно, зима на дворе или жаркое лето – бал правит его величество «норматив».

И кто встал в такой трудной ситуации рядом с колхозным пенсионером, которого непомерный долг придавил к земле-матушке? Да никто! Сельский должник «Газпрома» — это же не водитель маршрутного такси, к которому потянулись действующие депутаты парламента, и возможно, еще будут тянуться кандидаты в депутаты, как минимум, в ближайшие полгода. Сельский труженик при сложившихся политических раскадах не имеет никакого влияния на целостность и устойчивость электорального поля – вероятно, так считают политтехнологи.

Откуда все эти воспоминания о прошлом и рассуждения о дне насущном? Да с той самой  лавочки, где в начале марта удалось  посидеть с сельчанами, и на весеннем радостном солнышке завести неторопливый разговор. И не только с лавочки, но и с угла центральной улицы или «пятачка» возле клуба, который перестал быть очагом культуры, как раньше.

Неторопливые разговоры, но темы крайне сложные, особенно та, что о земле. Совершенно неожиданный получился вывод — оказывается осетинское словосочетание  «зæххы хай» по своему смыслу, актуальности и звучанию совпадает с русским «земельный пай». Но  у одних паев нет и вовсе, а есть отдельные личности, которые умудрились ухватить «хай» площадью в полколхоза.

Кто не успел, тот – опоздал, и логика в этом есть. Со справедливостью — сложнее, и  архисложно найти, что же может объединять людей на селе.

Тимофей Хъурхъурагов

Опрос

Вы вернулись к доковидной жизни?
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
Комментарии для сайта Cackle 0.0085420608520508
0.0036499500274658
0.0032639503479004
0.0043761730194092