Учитель как обслуга

Произошло постепенное погружение в атмосферу зажатости – это не что иное, как самая настоящая психологическая, моральная и нравственная «духота». Если ты, профессионал, посвятивший своему делу почти всю жизнь, высказываешь точку зрения, идущую вразрез с мнением начальства, есть реальный шанс увидеть перед собой девственно чистый лист бумаги и услышать фразу «Пиши заявление на увольнение». 

Фраза эта будет звучать похлеще и пожестче судебного вердикта — на решение суда можно хоть кассационной жалобой отреагировать, а здесь ничего нельзя будет сделать. Разве это нормально?

Вот такие мысли засели в голове в первый летний выходной день, когда случайно встретился с классным руководителем своих детей.

С Ириной Игоревной мы ровесники, в одно время закончили разные вузы, но обращаюсь к ней только на «вы».

— Ирина Игоревна, вроде учебный год закончился, можно и дух перевести, отойти на три месяца от школьной суеты, а вас все равно что-беспокоит, —  с этого и начался наш разговор.

Оказывается, классного руководителя беспокоили две новости. Одна из них была связана с тем, что руководителю городского управления образования Роману Гозюмову сначала инкриминировали семь уголовных дел, а потом уже ничего не вменяли – опровергли любые подозрения к его причастности к операциям со стимулирующими выплатами учителям.

— Я не разбираюсь в уголовных делах, но как только где-то прочитаю, что чиновника арестовали из-за взятки, моментально становлюсь на место его классного руководителя. Ведь это же я не сумела разглядеть что-то нехорошее в своем ученике, скрытой в нем гнильцы, какой-то скользкой червоточины, что-то главное упустила в разговорах с его родителями. Вот, что меня больше всего и всегда беспокоит, — тяжело вздохнула Ирина Игоревна.

На этих словах я вспомнил свою «классную» Тамару Казбековну и ее звонок в середине 90-х годов. Я даже удивился, каким образом она нашла этот номер, который несколько раз менялся.

Тогда наш класс  понес первую потерю – в криминальной разборке был убит Алексей, которого мы сокращенно называли «Алик».

– Как же это могло произойти? Как?  Почему? – дрожащий голос Тамары Казбековны сразу погрузил в суровую реальность, когда человеческую жизнь начали измерять деньгами. – Ведь ты же помнишь, как Алик решал сложные задачи по математике и физике, и ему была уготована дорога в любой московский вуз. А он здесь остался, учебу в институте забросил, начал заниматься бизнесом, связался с этой  проклятущей водкой!

А ведь учитель – велик, мудр и дальновиден, и только он может нести свой тяжелый крест, тяжелый крест ответственности за своего ученика, независимо от того, когда он закончил школу, в прошлом году или 30 лет назад. И нести его до конца жизни учитель взялся только по одной причине – это все его дети…

А второй, и последней темой непростого разговора стал престиж учителя.

— В одной из передач на новом, национальном телевидении министр образования Ирина Азимова заявила, что престиж учителя должен в первую очередь поднимать сам учитель. Так и хотелось на следующий день позвонить в министерство и сказать, что престиж учителя должны поднимать те, кто его опустил, но не сам учитель – он свой престиж никогда не ронял. Как нужна подписка на городскую газету – учителя, вперед! Как нужны выборы – учителя, вперед! Как нужны учителю деньги, так сразу отмашка сверху – подождите, есть проблемы, которые более важны, чем учительские зарплаты. Вот об этом я и хотела сказать, но передумала. Учителя давно никто не слушает и не слышит, а за такие слова, за такое инакомыслие, могут еще и запросто уволить – вот это и есть вся правда и весь престиж, — после этих слов Ирина Игоревна, как-то неожиданно осеклась, посмотрела на часы, попрощалась, и, как обычно, попросила передать приветы детям.

Просьба была простой и легко выполняемой, а вот с мыслями и впечатлениями от разговора оказалось намного сложнее.

Возможно, когда-нибудь научные мужи приступят к исследованию новейшей истории России и высветят круг людей, которые рискнули на неудачный эксперимент по реформированию советской системы образования. Лучшей в мире системы, которая доказала свое истинное превосходство, и через 15 лет после разрушительной войны отправила первого человека в космос.

Возможно, нам когда-нибудь пофамильно назовут тех, кому пришла в голову идея внедрения, а точнее, повсеместного навязывания ЕГЭ.

Именно ЕГЭ – это и есть подрыв престижа учителя, причем целенаправленный, масштабный и циничный. Педагогу и наставнику дали понять – твоя задача в том, чтобы только учить детей с первого по выпускной классы, но при этом ты не имеешь никакого права оценить свой труд.

В лучшем случае, говорят горе-реформаторы, мы — тебе, учителю, поручаем доставить выпускников в ППЭ (пункт проведения экзамена), где за ними тотальный контроль обеспечит другой учитель, твой коллега.

Железобетонная логика, основанная на том, что учителю не доверяют, и это самое страшное. Не доверяют, потому что он коррупционер и взяточник?  И если это так, значит произошел грубейший сбой всей системы управления.

А вообще, зачем нам наблюдатель в ППЭ в человеческом обличии?  Можно дать техническое задание военно-промышленному комплексу создать робота, включить в него начинку, говорящую человеческим голосом, и оснастить его 20 видеокамерами – по одной, персонально на каждого экзаменуемого.  Все будет под контролем, и не будет человеческого фактора и коррупции. Ну, что, господа-реформаторы, чем плоха эта идея, предложенная выпускником советской школы?

Кстати, а где те самые правозащитники, которые вдоль и поперек перепахали все конвенции по правам ребенка?

Никто не спорит с тем, что права ребенка –это приоритет. Однако, несколько раз этот самый приоритет буквально усыхал и растворялся на глазах, когда мне приходилось бывать в школе, и видеть разнузданное, расхлябанное и развязное поведение школьников, особенно старшеклассников, которые столь кошмарным способом самоутверждались в разговоре с учителем.

До сих пор не забывается фраза, услышанная лет десять назад на школьной перемене.

– Вы мне поставьте тройку, а еще лучше четверку, и мы с вами красиво «разойдемся», и зато проблем у вас не будет, — вот такой был фрагмент диалога с учителем, и звучал здесь басовитый голос «дитяти» – подростка, за которого так неистово ратуют правозащитники.

От всей души так и хотелось дать этому «дитяте» такую затрещину, чтобы он раз и навсегда забыл о красивых «разводах» и проблемах.

Каюсь – смалодушничал.  Учитель, кому были адресованы такие слова, и я, как родитель, незримо оказались в одинаковой ситуации.

Ни о какой затрещине и речи быть не могло. Во-первых, это не твой ребенок, во-вторых, нельзя, в-третьих, вдруг у него папа сотрудник серьезного ведомства. А в-четвертых, может быть у него мама — преуспевающая бизнес-леди, владелица салона красоты, где делают маникюр-педикюр жены высокопоставленных республиканских чиновников. Ведь неровен час, во время лакирования мизинчика одним звонком мобильника в незанятой руке, решится судьба учителя, который, видите ли, слишком придирается к их «умненькому» мальчику или девочке. Звонок другу супруга в ранге министра – это и есть показатель статуса. Такие нынче времена, когда можно вмешиваться в то, где ты ничего не понимаешь.

А сколько разговоров на тему, как вернуть молодого учителя в школу – пруд пруди, и все без толку.

Можно вернуть его в школу, как минимум, на первые три года, но при трех важных обстоятельствах – при внушительных «подъемных» в размере одного миллиона рублей на три года, постоянной зарплате в размере средней заработной платы в экономике республики, а это 22 тысячи рублей, и на условиях конкурса. На 13 тысяч рублей молодого специалиста в школе никак не удержать, а если взять на 50 тысяч, то будет конкурс из расчета четыре человека на место – математика здесь не сложная, и даже не высшая.

Такими преференциями можно вызвать глухое раздражение опытных педагогов, и чтобы этого избежать, им нужно будет поднять зарплату до 60-70 тысяч рублей.

Ах, кстати, совершенно упустил, что нет денег в бюджете на такие резкие подъемы.  Зато безденежье является питательной почвой для появления идей о том, какими бы ещё документами насытить все эти аттестации, чтобы сузить круг учителей,  претендующих на получение стимулирующих выплат.

Идеи ради оптимизации – это всегда хорошо, но пора все же реформаторам от образования, что на местах, и в центре, делом заняться – на девственно белом листе изложить понятным языком неопровержимые аргументы, способные убедить держателей и распорядителей бюджета, что в основе нашего, современного скромного развития отраслей жизнедеятельности лежит исключительно скромное денежное содержание школьного учителя.

Что ж, еще раз повторюсь, учитель – велик, мудр и дальновиден, но он, как никогда, сегодня очень сильно зажат и не свободен, оттого и молчалив, и отсюда и все наши проблемы. Все в жизни взаимосвязано – ведь так нас в школе учили. Не  правда ли?

Тимофей Хъурхъурагов

Опрос

Вы вернулись к доковидной жизни?
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
Комментарии для сайта Cackle 0.010483026504517
0.0048768520355225
0.0049309730529785
0.0065760612487793