Каждый раз перед выборами в ГосДуму, так и подмывает желание найти шапку –невидимку, дабы инкогнито попасть на мозговой штурм в любой партийный штаб, и посмотреть, с какими же идеями и программными заявлениями на этот раз выйдут к избирателям.
Интересно, а кто из партийных штабов первым озвучит жесткое предложение о «заморозке» на пять лет роста тарифов естественных монополий? Давно пора это сделать, причем на основании двух денежных показателей – 2 рубля 68 копеек и 3 рубля 63 копейки. Первый — это тариф за один киловатт-час электроэнергии для жителя Владикавказа в 2011 году, когда были прошлые выборы в ГосДуму. А второй – это сейчас в 2016 году, когда предвыборная кампания, как уже писал «Абон», по сути дела, стартовала. Разница почти в один рубль, а с небольшим округлением, получается 40%. Не вижу смысла с 1 июля поднимать тариф на электроэнергию на 5-6%, если до этого было мощное вливание со стороны народа. Почему бы законодательно не обязать естественные монополии на федеральном и на региональном уровнях отчитаться о вложенных за пять лет деньгах, доступно рассказать о том, как рост тарифов повлиял на качество услуг? Резонный рыночный подход, без намека на предвзятость, а тем более, на популизм.
Следующая тема, которая будоражила людей на протяжении нынешнего состава Госдумы и регпарламентов – это оплата за ОДН, то бишь, за общедомовые нужды. Для меня ОДН ассоциируется только с одним – когда за электричество в квартире, где куча техники, платишь трехзначную цифру, а тебе приходит счет за ОДН, причем в виде четырехзначной. Судя по сумме за ОДН, места общего пользования, а это — подвалы, чердаки, лестничные марши и этажные площадки освещались исключительно прожорливыми прожекторами, взятыми напрокат из солженицинского ГУЛАГа. А сколько копий было сломано из-за ОДН, сколько нервов потрачено при виде квитанций и твердых требований контролеров об их незамедлительной оплате? Немало. Почему тогда партийные штабы, которым сейчас нужно завоевать симпатии электората, не встали рядом с людьми, и не высказались за то, чтобы законодательно наложить мораторий на взимание ОДН? Можно было на законодательной основе передать на региональный уровень все, что касалось расчетов за ОДН, но и здесь инициаторов почему-то не оказалось.
Как только появляется возможность комментировать кадровые перестановки, возникает масса экспертов – пусть будут, потому как соревнования по приготовлению и выдаче вкусной аналитики и сочной фактуры, это подтверждение экспертного потенциала. Но с точки зрения того же ОДН для меня самые понятливые, авторитетные и близкие по духу эксперты – это преподаватели и студенты электрофаков СКГМИ и ГГАУ. Жаль, что тогда, в 2013-2014 годах, никто так и не поставил им задачу, и не востребовал их потенциал. А ведь нужно было обследовать более 2 000 многоквартирных домов в республике и вывести математическую зависимость между ОДН и оплатой электроэнергии собственником жилья. После такой общественной экспертизы легко пишется формула о том, что плата за ОДН должна составлять, к примеру, 2 % или 3 % от оплаты расходов за электроэнергию собственником жилья. С оглядкой на многочисленные чаяния и надежды людей, карманы которых безжалостно обчищались под легендой ОДН, формула могла превратиться в незыблемую строчку закона.
Раз дошли до домов, то пора расставлять акценты, а именно законодательно на федеральном и региональных уровнях обязать всех застройщиков сдавать жилье «под ключ». У нас, в республике чаще всего «девелопер», если выражаться новомодным термином, со спокойной совестью позволяет себе выходить на рынок с «голым» жильем. Чтобы довести такой полуфабрикат до жилой кондиции нужно на каждый квадратный метр потратить от 10 до 15 тысяч рублей. В итоге получается, от 40 до 50 тысяч рублей за квадрат. Кстати, сколько у нас «голого» жилья? Во всяком случае, больше чем объявлений о его продаже. Обязать можно, как минимум, двумя способами – через налоговые преференции или же через льготные программы банковского кредитования. Государство строит готовое жилье для бюджетников и для тех, кого переселяют из аварийного фонда, а почему предприятие – малое, среднее или крупное — не может этого делать? Если не хочет застройщик предлагать квартиры «под ключ», значит, нужно его заставить, путем создания правового коридора, где шаг влево или вправо ударит «девелопера» по карману, а еще хуже, удалит с рынка. Людей — то заставляют ставить счетчики на воду и газ, мотивируя тем, что есть федеральный закон об энергосбережении, согласно которому, при отсутствии приборов учета тарифы будут возрастать в арифметической прогрессии.
Теперь о том, что неизбежно. Какими бы ни были сопротивление и ссылки на кризис, создавать так называемый переселенческий фонд в регионах предстоит, причем в обязательном порядке, исходя из того, что аварийное жилье – это не шагреневая кожа, склонная к сокращению. Наоборот, площади непригодного жилья будут нарастать. В идеале площадь переселенческого фонда должна быть равна площади аварийного, и по состоянию финансов это просто невозможно, но первый дом, хотя бы для временного проживания 80-100 семей, нужен, как воздух. Что это дает? Во-первых, людей выводим из аварийного дома, где в любой момент что-то может рухнуть. Понятно, что непросто сначала из аварийного дома перебраться в переселенческий фонд, а затем окончательно в новую квартиру – но лучше так, чем с угрозой обрушения лестничного марша или потолка над головой. Во-вторых, не тратим коммунальные ресурсы — воду, газ и электричество, которые подаются в обреченный на снос дом. В-третьих, получаем две строительные площадки. На одной — строим дом для тех, кто вынужден был ютиться в аварийном жилье, а на второй – сносится дом, а земля под ним, особенно если в центре города, становится высоколиквидной. Площадку под переселенческий фонд можно подобрать – для начала стоит обратить внимание на заброшенное общежитие СКГМТ, и активно поискать другие варианты.
Итак, от замороженных тарифов к заброшенному общежитию, которое так нелепо смотрится на центральной улице города. С такими явно не восторженными и совершенно нетрендовыми темами, попасть на мозговой партийный штурм, видно, не судьба.
Тимофей Хъурхъурагов