Мнения о правильной дате начала празднования осетинского праздника Джергуба разнятся почти во всех населенных пунктах республики, сообщает ГТРК «Алания».
И хотя, большинство считает, что его всегда отмечали в последнюю неделю ноября, по мнению других, предпоследняя неделя месяца и есть праздничная. Каждая из сторон приводит веские аргументы в свою пользу, но не принижает мнения оппонентов. Старшие в каждой семей решают, когда отмечать праздник.
Один из старших жителей осетинской слободки Казбек Суанов говорит, что на его памяти праздник Джеоргуба всегда приходился на последнюю неделю ноября. С 23 по 29 ноября один из главных осетинских праздников будут отмечать во многих населенных пунктах республики. А вот другие отметят Джеоргуба в предпоследнюю неделю этого месяца, с 16 по 23, как то определил Стыр ныхас. В Высшем совете осетин настаивают: именно так положено по осетинским традициям.
В частности, председатель Высшего совета осетин «Стыр ныхас» Борис Басаев уверен, что «Джеоргуба всегда празднуется третий вторник ноября, а прощальный день – четвертый вторник ноября месяца».
По-другому считает председатель комитета осетинских традиций ныхаса Правобережного района Роман Хамицаев. В газете «Жизнь Правобережья» он сообщает, что Джеоргуба начинается в последнюю неделю ноября, а проводы торжеств в честь Уастырджи – 30 ноября, то есть, как и положено, не попадают на декабрь. Именно так и следует считать, уверен служитель святилища Уастырджи в Гизели Казбек Доев. Для него эти сроки неизменны, ведь именно их придерживались из поколения в поколение выходцы из Даргавского ущелья.
Жертвоприношение Галыргавдан – день закалывания быка. С него начинается Джеоргуба. Его, по заявлению Стыр ныхаса, надо отмечать 15 ноября. В отличие от Казбека Доева, председатель Высшего совета осетин Борис Басаев – выходец из Куртатинского ущелья, где принято отмечать праздник в честь Уастырджи на неделю раньше.
Дело осложняется еще и тем, что по-разному трактуют время суток. Вечер понедельника 30 ноября по-осетински «дыцаджы хсав» – «ночь вторника», то есть, уже 1 декабря, как говорят некоторые. По осетинской традиции все дела каждого дня завершаются с заходом солнца и начинается ночь следующего дня. Но все же понедельник заканчивается в полночь, и только после этого начинается 1 декабря, на которое не принято переносить даже последний праздничный день Джеоргуба. Совершенно другого срока празднования придерживаются выходцы из Дигорского района. Они начинают отмечать после 20 ноября только по понедельникам и заканчивают 18 января.
Абон