Новый министр культуры Северной Осетии Руслан Мильдзихов принял второе решение на этом посту. Первым, как известно, было увольнение руководителя ансамбля «Алан» Валерия Суанова. Теперь же он вводит цензуру для республиканских театров.
Пресс-служба главы и правительства сообщила сегодня, что Руслан Мильдзихов провел встречу-собрание, где обсуждался спектакль «Фатима» в постановке заслуженного артиста РФ Тамерлана Сабанова. Министр культуры «обозначил несколько мизансцен со спорным, по его мнению, решением». Каких именно, к сожалению, не сообщается. Разве что он «пожелал, чтобы линия взаимоотношений Джамбулата, Ибрагима и Фатимы была выстроена тоньше». В заключение министр принял решение создать художественный Совет, который будет разбирать спектакли перед тем, как их представят зрителям.
Сам факт того, что Руслан Мильдзихов решил обсудить «Фатиму» нисколько не удивляет. Ведь по его собственному признанию «спектакль стал настоящим событием в культурной жизни Осетии». Огорчило, что новый министр не пожелал узнать, каким образом это было достигнуто. Например, о трудностях, которые выпали на долю режиссера при работе над постановкой. О бюджете, которого не хватало, и помощи со стороны правительства, которой не было. О театральной труппе и молодых актерах, которые работают на голом энтузиазме.
При этом неясно как так вышло, что у господина Мильдзихова так болит душа за показываемое на наших подмостках, а премьеры «Сон в летнюю ночь» Шекспира в Дигорском театре и «Лес» Островского в Русском театре он не посетил. Неужели только потому, что вокруг этих постановок не было такого ажиотажа и информационной волны? Или же наоборот – вопросы к «Фатиме» появились потому, что министр только ее и посмотрел?
Также странно, что во время скандала с «Медеей» в постановке Анатолия Галаова в Дигорском театре (худрук Лариса Гергиева), Руслан Мильдзихов никак свою позицию не обозначил. Не обозначил он ее и теперь. Получается весьма избирательная цензура, да еще и «тайная». Ведь обсуждение проходило закрыто и, вероятно, так и будет проходить всегда. Более того, неизвестно, кто войдет в состав этого Совета и какой смысл туда входить, если правильное мнение есть только одно?
На то, чтобы привлечь внимание к нашим театрам, затрачено много сил. И «Фатиму» можно считать первым большим успехом. Вовлечение минкульта в эту работу было несбыточной мечтой. И вместо поддержки – назидания. Помнится, в прошлом Руслан Мильдзихов был режиссером. Он ставил мюзикл «Дон Кихот» на сцене Осетинского театра. Любопытно, как повел бы себя Руслан Мильдзихов-режиссер если бы его позвал Руслан Мильдзихов-министр и потребовал «сделать тоньше»? А историк Руслан Бзаров «выразил готовность проконсультировать создателей спектакля».
А ведь если бы господин Мильдзихов посмотрел «Лес» в Русском театре, он услышал бы потрясающую фразу: «Развелось образованных. Жития от них нет».
Элина Сугарова