В интернете появился отчет контрольно-счетной палаты г. Владикавказ по результатам проверки целевого и эффективного расходования денежных средств на исполнение муниципальной программы «Развитие городского пассажирского транспорта» в 2011-2013 гг.
Два предложения из текста просто ошеломили, и вспомнился Достоевский с его нетленным: «бедность не порок, а нищета-порок-с», а как же иначе?
«Из числа собственников и водителей автобусов, осуществлявших в 2012-2013 годах перевозки пассажиров на городских маршрутах, на налоговом учете в качестве индивидуальных предпринимателей состоят 10 физических лиц. Из состоящих на налоговом учете налогоплательщиков исчислены и уплачены налоги 2 индивидуальными предпринимателями в общей сумме 10 100 рублей, в том числе за 2012 год – 7 900 рублей, и за 2013год – 2 200 рублей».
А третье предложение, просто добило и ввергло в состояние, близкое к шоку — «всего в 2012-2013 годы от деятельности по оказанию услуг пассажирских перевозок не уплачено налогов и взносов в сумме – 70 млн. 688 тысяч 500 рублей».
Кто покажет тот самый реостат, и тот самый ползунок, одним движением которого сфера пассажирских перевозок погрузилась во мрак – налоговый и правовой? В чьих руках был этот рычажок или все-таки это был рычаг? Сколько времени понадобилось для того, чтобы прибыльная по всем рыночным канонам сфера ушла в тень, и где эта точка отсчета? А может неуловимые владельцы многочисленных «ГАЗелей» таким образом, отомстили бюджету за какие-то неведомые широкому кругу обывателей бюрократические проволочки, связанные с оформлением маршрутов? Надо же, сколько жутких моментов обнаружилось в кромешной тьме…
Налоги, надо сказать, до удивления простая вещь. Если их платят, они — в бюджете, если не платят, то они оседают в чьих –то карманах, и почему –то не давят на совесть владельцев. Третьего варианта здесь не бывает. А ради пополнения городской казны, придется решать двуединую задачу. Первая — выводить из потемок сферу транспортных перевозок. А вторая задача состоит в том, чтобы детально разобрать ситуацию с помещениями первых этажей многоквартирных домов, переведенных из жилые в нежилые. Если уж браться за налоги, то по двум мощным фронтам — по движимому имуществу, и по недвижимому. Так что слегка, осторожно так, приоткроем завесу над вторым фронтом.
Без мытарств, хотя законов вроде хватает, перевод жилого помещения в нежилое не происходит. Кто-то тратит на эти разрешительные процедуры, в том числе через суд, год-два, а то и больше, кому-то и вовсе различные преграды мешают решить вопрос и за десять лет, но бизнеса без проблем не существует, иначе бы все этим занимались.
Прекрасно, когда за счет такого переведенного помещения группа молодых людей может самореализоваться в области дизайна, ландшафтного проектирования или архитектуры, интернет-торговли или оказания туристических услуг, да и вообще, мало ли чего, приносящего доход.
Настороженность и нехорошие предчувствия ближайшей энергоаварии возникают, когда на первом этаже появляется магазин, торгующий молочной продукцией и мясными продуктами, и на обветшавшие сети «топорно сажаются» б/у холодильники, а летом еще и кондиционер включается. Сыро и неуютно в плане дыхания становится от того, что отходы после изготовления гриля и шаурмы напрямую сливаются в общедомовую, а затем и в городскую канализацию, которая давно требует коренной реконструкции стоимостью двух годовых городских бюджетов. От запахов в подъезде и на прилегающей территории ничего не спасет – мощная вытяжка стоит прилично, потребляет немало и вместе с расходами на газ, бизнесмен, если он еще и «в белую» работает, точно вылетит в трубу, обогащенную жировыми отложениями.
В открытом доступе, к великому сожалению, нет данных о количестве помещений во Владикавказе, переведенных из жилых в нежилые, к примеру, за последние пять лет. Впрочем, здесь логичней вести речь идет о квадратных метрах. Если за год в городе переводить под бизнес-структуры порядка 20 тысяч квадратов жилья, а это в среднем около 400 квартир, то нужно строить как минимум, в шесть-семь раз больше. В этом деле баланс нужен обязательно – ведь перевод квартиры под коммерческую структуру приводит к автоматическому снижению обеспеченности населения жильем, и сокращению показателя комфортности жилья. А это, как известно, показатели качества жизни в регионе с неким присутствием политического подтекста. Математика, извините, это вам не физика, где можно химичить. Это к тому, что статистические махинации с квадратными метрами могут плохо кончиться — во всяком случае, до «химии» довести. Надеюсь, понятно, какой.
А чтобы завершить тему количественных показателей, видимо придется законодательно вводить ограничения и четко обозначить проценты – сколько квартир из всех имеющихся на первом этаже можно переводить в нежилые помещения, так сказать, под офис, как пишут в разрешительных документах. 50, 60, 75%, а может и все 100% перевести?
Уверен, что не больше половины. Статус сейсмичной зоны с Северной Осетии никто не снимал, а это главный козырь для ограничения, учитывая то, что есть отдельные личности, для которых «несущая» стена, ровным счетом ничего не значит, и перед мощным перфоратором никогда не устоит. Кстати, не стоит забывать, что пока нет жесткого показателя нормативного срока эксплуатации той же «хрущевки», то ли 30 лет, то ли 50 – срок безопасной эксплуатации почему-то имеет нехорошое свойство варьироваться, причем в сторону увеличения.
При всей лояльности к бизнесу, все квартиры первого этажа под офисы переводить однозначно не стоит – все равно, такой дом вряд ли сможет снискать славу и популярность «Черемушек», «Фарна» и «Березки».
Что, поделаешь, был и такой коммунистический бренд, причем с четко выраженной идеологией и заботой о подрастающем поколении — на первом этаже были не только магазины, но и в обязательном порядке кружки и секции. К примеру, на «Черемушках», что на Леонова была неплохая станция юных техников, а теперь там банк. Но это уже тренд.
Печально, что в открытом доступе ничего не сказано о созданных на первых этажах рабочих местах, налогах и взносах, отчислениях во внебюджетные фонды, что свидетельствовало бы о легальном характере бизнеса.
Будь такие данные, возможно, и отношение к предпринимательству в корне изменилось – ведь не секрет, что далеко не все жильцы довольны подобным соседством. Одним словом, и здесь у городской контрольно-счетной палаты есть неслабое направление работы – главное, чтобы данные были свежими и объективными.
На поверхности пока лишь многочисленные изменения фасадов девяти и пятиэтажных домов, а что касается, эстетического восприятия, визуализации и привязки к местности, то в каждом отдельном случае, пусть это останется на совести тех, кто готовил проект перепланировки и ставил под ними свои подписи.
И в заключении о налогах на прибыль от деятельности аптек, которых немало на первых этажах. То, что аптек во Владикавказе сейчас больше 400, (это в 15 раз больше, чем в советские времена), можно записать в актив широко разрекламированного принципа шаговой доступности. А вот в какой актив можно записать более трех миллионов таблеток залдиара, которые в кризисные 2008-2009 годы были проданы в нашей аптечной сети? Мощный, однако, получился бизнес, раз сумел прокачать такие объемы, если напомнить, что одна таблетка несусветной гадости тогда стоила от 40 до 50 рублей. Наша республика умудрилась на 90% опустошить запасы залдиара, что хранились в Ставропольском крае, и были предназначены для всех северо-кавказских республик. Упаковку брали по 160 рублей, при ажиотажном спросе — за 200 рублей, а здесь она уходила по 450-500 рублей.
При таких раскладах, у любого здравомыслящего рука не поднимется взять калькулятор, и высчитать процент от полученной прибыли, зачисляемой в бюджет в виде налога. Можно и без этих налогов обойтись – была бы молодежь жива, здорова и невредима с точки зрения генофонда. Но возвращаясь к старому, ведь были же и есть отдельные бизнесменыс искаженным мышлением – типа, если уже не залдиар, то почему бы не «Лирику» продавать? Спрос, то есть, К сожалению, опять-таки они остались в тени и вне зоны общественного осуждения. Видать, они до сих пор и безымянные, и неуловимые.
Тимофей Хъурхъурагов