ЕГЭ как техзадание

Собственная трудовая биография не обделила вниманием две цифры, точнее даты: 22 числа каждого месяца – это аванс, а каждое 7 – это получка.

Но со школьных времен до сих пор в памяти сохранились две даты – 25 мая и 1 июня. Последний звонок, и все, что с ним связано, а затем шесть дней отдыха, и вперед на сочинение. Знал ли кто из сверстников темы сочинений заранее? Только особо продвинутые – они могли путем многоходовых комбинаций через знакомых телефонистов-междугородников выведать, что, в частности, писали в Иркутске, но разве за пять-шесть часов реально ликвидировать пробел, нажитый школьным бездельем? Невозможно. А посему и готовились. Сейчас другие школьные ориентиры, навеянные ЕГЭ, и теперь 25 мая – последний звонок, а через день уже первый экзамен. В республике, как по всей России, 27 мая сдают географию и литературу, в зависимости от ранее сделанного выбора. Скорости, однако — в динамичное время живем.

И все же в советские и другие доЕГЭшные времена было намного сложнее – как минимум, это семь экзаменов, где устно, где письменно, и экзаменаторы — сплошь родные учителя, которые тебя знали, как облупленного – за десять лет они таким рентгеном тебя просветили, что только держись! На мой субъективный, и не скрою консервативный взгляд, тогда это была и открытость экзамена, и его прозрачность, доступность и равные условия для выпускников. И никаких тебе ППЭ (пунктов проведения экзаменов) на другом конце города с совершенно незнакомыми и оттого кажущимися тебе насупленными и суровыми преподавателями из других школ. Не было никакого досмотра на предмет наличия мобильного телефона или смартфона, проходов через рамку металлоискателя, не было нарядов ППС и экипажей ДПС на территории, прилегающей к ППЭ, и конечно же, никаких наблюдателей, задача которых кого-то с чем-то поймать, желательно с телефоном или решенным вариантом, извините, даже в туалете…

Не будем заниматься сопоставлением плюсов и минусов — ясно одно, для поступления в институт или университет тогда нужно было сдать школьные и вузовские экзамены – пережить, минимум, 11 неслабых испытаний. С введением ЕГЭ есть только обязательные русский язык и математика, плюс два по профилю, ну для подстраховки еще один предмет. Разница в нагрузках – ощутима.

При советской, а потому и классической десятилетке, если ученик до восьмого класса перебивался с двойки на тройки, то, прежде всего, он и его родители прекрасно понимали, как будет непросто доползти до финиша, да еще и сдать 11 экзаменов, чтобы получить приличный аттестат и поступить в вуз. А потому считалось за благо сойти с дистанции, уйти после восьмого класса в профтехучилище или техникум. И как бы не называли эти учреждения – «лапша» или «технарь» — в конечном итоге, у того же парня, после их окончания и суровой школы жизни в виде армии появлялся шанс получить высшее образование – безусловно, при наличии желания и стремления.

В том, что за последние десять лет серьезно оголился кадровый контингент рабочих в производственной сфере отчасти виноват ЕГЭ. Нерадивый ученик худо-бедно доходил до 11 класса, где с помощью родительских денег оплачивался труд репетиторов, а затем с надеждой на извечное русское «авось» предпринимались отчаянные, зачастую удачные попытки списать как можно больше и желательно на всех экзаменах. Что в итоге? Поступление по высоким баллам в престижный московский и питерский вуз, и заявление будущего правоведа на имя ректора, где была новая версия написания специальности – «юристпрюденция». Ну, поговорили об этом казусе в прессе, посудачили, и забыли, но хорошо, что за два года жестко поджали в плане списывания на ЕГЭ.

ЕГЭ, надо признать, неплохо подстегнул издательский бизнес – во всяком случае, сборников КИМ (контрольно-измерительных материалов) по различным предметам в любом книжном магазине намного больше школьных учебников. Четыре сборника, которые, кстати, рекомендованы ФИПИ, а это федеральный институт педагогических измерений, стоят около 1000 рублей. И если эту сумму умножить на количество тех, кто сдает ЕГЭ в республике, а это более 5 200 человек, получается более пяти миллионов рублей – только в одном небольшом регионе. Если взяться за количество сайтов, начиная с он-лайн режима сдачи ЕГЭ, и заканчивая другими методическими материалами, то здесь вывести конкретную сумму нереально. Если сайт существует, действует, на него заходят, значит, кто-то платит за его существование в виртуальном пространстве. А что если взять денежный оборот того же издательского бизнеса на ЕГЭ, присовокупить к нему расходы на интернет-поддержку ЕГЭ и вложить в сферу образования? Удастся ли тогда поднять зарплату учителей? Удастся – сомнения здесь излишни.

ЕГЭ, надо признаться, вывел на орбиту рассуждения, от которых становится просто дурно. Одно из них: а зачем инженеру хорошие баллы на ЕГЭ по русскому языку, если он профильные математику и физику хорошо знает? Опомнитесь те, кто так думает или думал.

Ради сокращения инженер в устной речи термин усилитель может назвать «усилком», а при написании термина «фланец» вывести на бумаге «флянец», но если он, как чеховский персонаж в слово «ещё» сделает четыре ошибки, то перестает быть инженером, и никогда им не станет.

А если по большому спросу, то как инженер-технолог, не владеющий русским языком, может ставить задачу тому же мастеру на производстве по повышению качества продукции? Да никак. А можно ли, не владея русским языком, не имея обширного кругозора и приличного запаса слов сформулировать техническое задание, изложить его на бумаге, а затем выдать конструктору или проектировщику? Невозможно!

Что касается некачественного русского языка и проектирования, возьмем, к примеру, «ГАЗель». Изначально, микроавтобус создавался для перевозки рабочих от места их проживания до той же буровой, и бригада ехала несколько десятков километров без остановок. По замыслу, речь шла о смене прожорливых ПАЗиков и неуютных «КАВЗ» более интересным вариантом, который теперь лихо колесит по городам России, и у нас тоже, и с многочисленными остановками по просьбам пассажиров.

В плане безопасности есть к «ГАЗели» вопросы, да и в салоне в полный рост может встать только ребенок, но никак не выпускник школы, едущий на ЕГЭ. Неужели никто так и не додумался на простом и доступном языке до сих пор выдать техническое задание, чтобы хоть первоначально минимизировать звуковой эффект от закрывания двери? Ведь, при резком ударе вполне очевидна угроза для барабанных перепонок пассажиров, а особенно для тех, кто имел неосторожность сесть рядом с дверью. Понятно, что нужно демпфирующее устройство, смягчающее как силу удара, так и звуковые колебания внутри салона, но пока нет ни устройства, как нет и задания на его проектирование. Впрочем, такая недальновидность не помешала успешно справиться с заданием на подавление мобильной связи в ППЭ – значит, можем, когда хотим, написать и сделать. Короче говоря, не все потеряно. Как знать, может ныне сдающие ЕГЭ, преподнесут нам лет через 10 прекрасный и безопасный мини-автобус?

Тимофей Хъурхъурагов

Опрос

Вы вернулись к доковидной жизни?
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
Комментарии для сайта Cackle 0.011199951171875
0.0041320323944092
0.0038480758666992
0.0059139728546143