Хороший режиссер сможет поставить качественный спектакль с любой труппой. У слабого режиссера провалятся даже опытные актеры. К такому, возможно, слишком категоричному выводу я пришла после просмотра трех дипломных спектаклей выпускников факультета искусств СОГУ.
«Фуршет после премьеры» по пьесе Валентина Красногорова поставил режиссер Тамерлан Сабанов (он же руководитель курса) с актерами-выпускниками. Спектакль в жанре черной комедии то и дело провоцирует зрителя, слегка шокирует и вызывает отторжение, но спустя какое-то время можно увидеть глубокий смысл, упрятанный за фарс и «дурной» юмор.
Сюжет разворачивается вокруг театральной труппы, отыгравшей премьеру «Отелло». Зритель видит финал трагедии, поклоны, опускается занавес, который поднимется через пару минут и откроет совсем другой мир. Мир закулисья. Актеры празднуют премьеру, замечают отсутствие за столом Дездемоны, начинаются поиски и вдруг обнаруживается…что Дездемона была убита в последней мизансцене. По ходу пьесы выясняется, что главную роль в спектакле играла дочь художественного руководителя театра, а в её убийстве участвовали все без исключения артисты.
Я не увидела в этом спектакле злых людей, «моральных уродов», как сказала одна зрительница жестко раскритиковавшая спектакль. Я увидела людей, доведенных до отчаяния. Людей, которые хотели служить искусству, а вынуждены угождать бездарной и капризной дочери худрука, вступать в сомнительные отношения с режиссером, враждовать друг с другом, бороться за право играть на сцене и, пожалуй, главное – нищенствовать. Да, все, что мы видим на сцене – вымысел. Но так ли это неактуально, как может показаться? Разве сейчас у нас не получают роли по принципу родства с руководителем театра? Разве режиссеры не воруют идеи друг у друга, пользуясь протежированием влиятельных людей? Разве наши люди искусства не занимаются бизнесом и всякой деятельность никак не связанной с культурой только для того, чтобы подзаработать? Да, спектакль-фарс. Но он же – предостережение. Если не принимать меры, все вполне может сложится и так.
На мой взгляд вина за происходящее с героями пьесы лежит на обществе. Не актеры должны бороться с зарвавшейся дочкой, а зритель должен уличать ее в бездарности. Именно зритель должен быть судьей, и он же должен лелеять таланты.
Мне понравился выбор пьесы, который сделал Тамерлан Сабанов. Во-первых, это актуальность, во-вторых, она идеально подошла коллективу. Молодые актеры были убедительны. Даже слишком. Мне не удалось оценить уровень их мастерства, ибо казалось, что они совсем не играют, а проживают собственные жизни. Особо отметила Андрея Чочиева в роли Кассия. На мой взгляд у него большой потенциал, который необходимо шаг за шагом раскрывать.
Так, опытный режиссер сумел поставить качественный спектакль с, по сути, только начинающими актерами. Вторая часть моего утверждения, с которого я начала, относится к дипломной работе выпускницы-режиссера Эльды Кокаевой.
Спектакль «Сказка из шкатулки» по произведению Ханса Кристиана Андерсена «Свинопас» прошел на сцене Театра юного зрителя «Саби». Возможно, отчасти это и усугубило возникший диссонанс между тем, что обычно ставят на этой сцене, и тем, что было представлено на защите диплома. Молодого режиссера подвела мысль, что ставится детская сказка, а значит играть надо для детей. Актеры на сцене будто бы играли, что играют. Это сначала вызывает скуку, потом раздражение и, наконец, отторжение.
Удивительно это потому, что на сцене стояли актеры, зарекомендовавшие себя, как прекрасные артисты. Я видела Марину Хинчагову в роли Катарины из «Укрощения строптивой» в Ирон театре, когда та была студенткой. Уже тогда ее талант произвел впечатление. Также были задействованы актеры «Саби», которые играют и в кукольных спектаклях, и с живым планом. И тоже – одно восхищение. Но на этот раз почему-то магии не случилось.
С другой стороны, не удалось передать смысл сказки. Ведь все черным по белому – принцесса пренебрегла настоящим, живым, искренним и предпочла побрякушки и безделушки. Ну все ведь, как в жизни. Нужно было просто передать эту мысль. А в конечном счете получился спектакль, где все время что-то вываливается, высыпается, вылетает, но непонятно зачем.
Как говорится, опыт сын ошибок трудных. Хочется пожелать Эльде Кокаевой правильных выводов и дальнейших успехов.
Другой начинающий режиссер Ирина Баграева объединила три юмористических рассказа Антона Чехова в спектакле «Мой друг…». Эту работу можно отнести к «золотой середине». Все сделано на высоте. Удивительно тонкие, смешные и милые истории. Прекрасные актеры. Но особенно хороши были паузы.
Ведь иногда в молчании больше смысла, чем в самых громких словах.
Элина Сугарова