«Больше надежд нету»

Ирбек Доев посмотрел «Лето» Кирилла Серебренникова и написал для Abon, почему эта лента – готовое пособие для творческих людей в наше время.

Давайте сразу начнем с официального текста прокатчика, потому что это самое… самое простое, что можно сказать о кино, однако фабулу текст в принципе обрисовать способен.

Фильм рассказывает о самом начале творческого пути Виктора Цоя (в исполнении немецкого актера корейского происхождения Тео Ю) и группы «Кино», о его взаимоотношениях с Майком Науменко (Роман Билык, солист группы «Звери»), его женой Натальей (невероятная Ирина Старшенбаум) и многими, кто был в авангарде рок-движения Ленинграда 1981 года. Это история о Ленинграде 80-х, о любви, поисках и больших надеждах — о настроении, которое останется с нами навсегда.

Теперь о том, о чем на самом деле это удивительное и странное кино. Самое нелепое, что можно было сделать с фильмом «Лето» режиссера Кирилла Серебренникова – это отправить его в Канны. Везти во Францию картину, контекст которой не будет понятен примерно ни одному из членов жюри – это безрассудно смело. Однако – и это поразительно –там, кажется, поняли язык музыки и эмоций, использованный в этой картине; что это, как не талант режиссера и всей команды?

На втором месте по нелепости было решение присудить фильму неофициальный приз журналистов за лучшую музыку в кино – Cannes Soundtrack. То есть песни, звучащие в фильме, написали Майк Науменко, Виктор Цой, Игги Поп, Лу Рид, Blondie, Talking Heads…а приз за лучший саундтрек получает Рома Зверь. Есть во всем этом что-то сюрреалистичное. Впрочем, первым пунктом можно пренебречь, если предположить, что каннские отборщики выбрали фильм в том числе и потому, чтобы попытаться помочь Кириллу Семёновичу, с августа 2017 года находящемуся под домашним арестом; фильм завершали уже без режиссера.

Далее я бы смелым жестом отмёл все, даже самые малейшие претензии к сценарию. Несмотря на то, что люблю показанную эпоху и ее музыку самой трепетной любовью. Кажется, куча людей, включая БГ, высказали свое «фи», заявив, что всё было не так, как показано в фильме, но я решительно спорю со всеми подобными мнениями. Не потому, что они не правы. И даже не потому, что они правы. А потому, что совершенно неважно – в контексте фильма «Лето» — как на самом деле развивались отношения Майка, его жены и Цоя. «Лето» — не байопик.

В кинематографическом смысле «Лето» — наследник вышедшего в феврале нынешнего года «Довлатова», фильм-близнец, фильм-продолжение рассказа об эпохе, которая близилась к своей смерти. И если 70-е «Довлатова» — это раннее диагностирование болезни общества, то 1981 год, показанный в «Лете» — уже глубокая стадия заболевания. Но на самом деле «Лето» — фильм не про время, не про Цоя, не про Науменко и не про вымышленные или реальные любовные треугольники. «Лето» — фильм-спектакль вне времени (кстати, с использованием анимации), фильм просто про жизнь, совершенно вне политики и сарказма, который мог бы сопутствовать политической составляющей этой ленты. Но на этом внимание создателей картины совершенно не акцентируется. И этому фильму про жизнь, и этой задумке о фильме-сне удивительно точно подошла работа оператора Владислава Опельянца. Клиповость не только не портит, а становится еще одним украшением кино.

Есть в фильме и идеальный выбор песни, под которую идут финальные титры. Конечно же, «Кончится лето» Цоя. Ты понимаешь, что двухчасовое «Лето» Кирилла Серебренникова кончилось. Но не только оно. Кончилось какое-то твое личное лето, кончилась та странная эпоха, глубоко вторичная, конечно же, как понимаешь сегодня, ведь тот же Науменко почти все свои песни «слизал» ровно у тех западных исполнителей, что звучат в фильме. И даже титры кончаются тем, что обозначают смерть эпохи: Цой умер в 1990-м, Майк – в 1991-м, а затем умер Советский Союз, одновременно певцами и похоронным оркестром которого они оба и стали.

Да, в фильме есть еще один странный персонаж, Скептик, основная роль которого – говорить, что этого всего, всего, что мы видим на экране, не было. И тем не менее. Одновременно с тем, что это фильм-сон, это еще и фильм про сегодняшний день. Да-да, про сегодняшнюю страну и сегодняшнюю Осетию (и не надо, пожалуйста, вновь этих стрел, дескать, я пытаюсь привязать к Осетии непривязываемое). В фильме очень четко показано, что ни Цой, ни Майк не сражаются с системой, со строем, еще с чем-то подобным. Они просто делают свое дело, будто бы вне ее, не замечая ада вокруг. Боюсь, что единственный способ оставаться сегодня человеком думающим, творческим и генерирующим новые смыслы – это стараться поступать так же. Приятного просмотра.

Ирбек Доев

Опрос

Вы вернулись к доковидной жизни?
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
Комментарии для сайта Cackle 0.008887767791748
0.0038521289825439
0.0038130283355713
0.0042920112609863